VII
Сравнительный анализ
Принцип разделения |
педагогика “усвоения” |
педагогика “созидания” |
Цель |
дать знания |
воспитать творца |
Образов. стратегия |
накопление знаний |
накопление созидательного опыта ; развитие профессиональных умений и навыков |
Объект изучения |
учебник |
предметы материальной и духовной культуры челов-тва. |
Методы обучения |
:погружение, опережение, вариативность, вербальность, когнитивное и дивергентное мышление, блочное моделирование, модульное программирование и др. |
: макетирование, компьютерное моделирование (техника, архитектура), копирование (из. искусство), воспроизведение (музыка), сценическое воплощение (лит-ра) и др. |
Учебный цикл |
повторение пройденного – новая тема урока |
освоение – творчество – внедрение |
Образовательные технологии |
пересказ учебного текста; заучивание стихотворений; воспроизведение опытов; написание сочинений, рефератов; решение задач и др. |
моделирование научных открытий, исторических ситуаций и др.; макетирование архитектурных памятников; написание сценариев, рассказов, очерков; решение изобретательных задач и т.д. |
Приоритеты |
качество знаний |
качество сделанного |
Формы контроля |
Вызовы к доске, фронтальные опросы, контрольные и проверочные экзамены (тестирование) |
защита сделанного – экзамен |
Специфика системы обучения |
жесткая (классно – урочная) |
гибкая (время занятий и способы обучения не регламентированы) |
Модель школы |
школы, лицеи, гимназии – подновленные модели школы прошлого |
“модель государства будущего” (статус Школа – Университет) – единое образовательное пространство |
Финансовая позиция |
финансовое иждивенчество |
финансовая самостоятельность (развитие подсобного хоз-ва, собственных производств и др.) |
Роль учителя |
урокодатель |
консультант; координатор учебного процесса |
Кадровый вопрос |
учитель – одиозная фигура в школе |
специалисты многих профессий (руководители проектов и наставники молодежи) |
Расписание занятий |
традиционное (математика + физика + литература и др. учебные предметы – принцип сложения) |
Дни недели (разбивка условна): труда и обязанностей * профессии и ремесел * информации и творчества * социальных инициатив и милосердия * умений и навыков * игр и развлечений (день школы) – принцип умножения |
Научный аспект |
- отсутствует ( усвоение – методология обучения Человека и животных); культ знаний, их накопление и усвоение – ложное направление в педагогике |
Формула образования: m o в f(o,m,в,t)=(Y+э т т т Сп)t ;o в m Где о - освоение, m- творчество, в - внедрение, t - время. У- социальные и бытовые условия жизни ребенка, э - коэффициент экологизации разума: отношение духовного к материально-предметному в обучении, Сп- способности ученика; |
Направление обучения |
от параграфа к параграфу учебника |
целевая установка: от изделия, социальных, сценических проектов и т.д. – к их теории и практике + творчество. |